Только позитивный креатив!

Старик и волк (философский триллер)

Corra

Оригинал мне не понравился, пришлось
его модернизировать... Что получилось
-- судить вам

 

Жила-была на свете одна среднестатистическая семья: дед с бабкой, сын с дочерью, жеребец, пять овец да петушок с курицей. Жили они по тем временам счастливо. Во всяком случае, жалоб и прошений в собес от их имени археологи не нашли. Или не старались найти. Или вообще не искали. Ну так вот. И как-то раз, к вечеру, подобрался к их хате злой голодный серый волк и начал выть:

Здорово, простые колхозные люди!
У вас есть, небось, вкусна каша на блюде!
Подайте голодному волку немного,
А то с голодухи загнусь у порога!

Но начал требовать вовсе не кашу (которой у них и не было в данный момент), а петушка с курочкой. А при отказе угрожал съесть старуху. Деду жалко было пернатых, а старуху ещё жальче. Но делать нечего -- отдал. И вот тут сразу возникает ряд интересных наблюдений.

Волк явно проводил разведочные действия в отношении этой семьи, и знал точно её состав, включая поголовье скота и мелкой птицы. Во-вторых, он лично знал старика как личность. А личность, прости господи, была ещё та -- вечно унылый, озабоченный, неспособный принимать решения хлюпик. Результат этого социологического опроса был ясен: старик приоткрыл дверь и выкинул на порог петушка с курочкой. Волк съел их и отправился хулиганить в другом месте.

Нас же больше интересует, что предпринял дед в данной ситуации. Или даже вся его семья. Может, предупредили соседей? Или вызвали сержантов-стрельцов? Или стали точить косы-вилы? Да нет же, чёрт возьми -- помолились и спать легли. Вот в чём петрушка-то. Проснулись утром и сделали вид, что ничего не произошло. Может, надеялись, что волк от них отступился, удовлетворившись малым. Может, думали, что волк по дурости своей забредёт к более решительным людям, и они его свинцом нашпигуют. Мало ли, о чём они думали. Но о своей семье, о своём хозяйстве на перспективу заботиться не стали. Этакое конфуцианство. Мол, бог дал -- бог взял. Или боялись отнять у волка жизнь, так как состояли в какой-то особо упёртой секте? Все эти подробности автор упустил, отдавая её "как есть" на суд комментаторов и не внося от себя никаких реверансов ни в сторону добра, ни в сторону зла.

А зло не замедлило прискакать на следующий же вечер по протоптанной дорожке. Опять голодный волк исполнил вышеописанную серенаду, и стал требовать выдать ему пять овец. Иначе опять съест бабку. "Позвольте", -- спросит нас любой читатель, знакомый с сельской жизнью не по телевизору, -- "Разве ж волк будет есть за раз целых пять овец массой до 30-40 кг?". И действительно. Его цель была явно не обожраться и сдохнуть. То есть разумным было бы попросить одну овцу, и ему бы хватило при таком подходе на пять дней. Мы видим, что волк явно подначивал старика на какие-то активные действия, чтобы в ходе боя -- интеллектуального ли, или просто тупой махаловки -- выяснить, кто круче и выносливее в этом мире. Опять же -- почему он грозился съесть одну только бабку? В жеребце-то мяса поболе будет.

Тут опять мы видим старика, сидящего на лавке, гоняющего босыми ногами тараканов по полу. Его глаза пусты, его мысли -- где-то далеко за пределами этого убогого несправедливого мира. Часть мира ещё надеется на него, но он уже не здесь. Он растерял весь свой кураж, попытавшись с младых лет стать "как все" -- жениться, нарожать детей, худо-бедно откормить животных и с грехом пополам построить хату. И вот вроде получилось. Люди восприняли его как своего. А что делать дальше -- он просто не понял. И никто не понял.

И вот сидит он, а вся семья смотрит на него. Думаете, они кинутся давать ему советы? Ну, женский коллектив брать во внимание не будем -- у них мозги по другому устроены. Они законтачены на собирании хабара, на мысли о том, "чтобы люди худого про них не подумали", о чистоте в избе и горячих щах в печке. Ну а молодой-то оболтус! Ведь он-то только-только встал на путь реализации своего "я". В его душе должны были пробудиться какие-то чувства, какие-то переживания. Ну хотя бы злость к захватчику, который мало-помало угрожает стереть с лица земли всё то, что нажито было поколениями в непосильном труде? Или хотя бы притвориться этаким деревенским Рэмбо? Нет. Поглядите-ка на него: сидит, жуёт жувачку и играет в игры на Абаке. Ему до фени.

И вот старик встал. Его движения неуверенные, походка шатающаяся. Все обиды в нём, но он не выпускает их. Он открыл двери, выгнал палкой овец за порог, закрыл дверь и сел, закрыв лицо руками. Последовала ли реакция? О нет. Кругом так и остались тупые лица, лишь бабка перекрестилась в углу. Это раболепство убивает.

А волк, чувствуя себя хозяином жизни, тут же зарезал всех овец и перетаскал их в свою нору. И долго там урчал и жевал, хихикая. Наступил следующий день. Может, свет нового Солнца пробудил в этой семье хоть какие-то разумные действия? Нет, всё пошло по-старому. Вечером волк пришёл к ним с таким же успехом забрал жеребца. И никто не смог, никто даже не захотел помешать ему. Ведь могли хотя бы капканов вокруг избы поставить. Но это уже был бы шаг. Шаг к изменению своего "я", к личной безопасности и уважению себя как члена общества. Нет, они вели себя как стая обезьян, когда лев ест одну из них, а остальные кривляются рядом в восхищении, что до них-то очередь не скоро дойдёт.

Так дед потерял всё, что давало им возможность выживать в том древнем мире. Теперь на нём остались три голодных рта, а включая его самого -- четыре. Включится ли его программа восстановления своего эго, отпора, ненависти. Ну хоть чего-то! Да ни фига -- сидит старый пень и спину, покусанную клопами, чешет. Нет фантазии. Незачем жить. Пускай другие принимают решения. А он слаб, немощен. Он думает, что лучшее, что ещё ожидает его в жизни -- это скорый карачун, когда соседи лениво стащат его в яму, разойдутся и тут же забудут его. И семья его тоже забудет. Она не нужна ему, и он ей не нужен. Даже бабка, во имя которой он раздал всех своих полезных животных, стала для него абстракцией, воспоминанием, а не живым человеком, сидящем рядом на лавке и ловящим ртом мух. Он весь в воспоминаниях, в далёких и бессмысленных. Настоящая жизнь для него -- кино, в котором он не играет ролей, а в прошлом он -- главный герой. Вот только никто, кроме него, не видел этот его фильм.

И вот волк пришёл очередной раз. И видно ж, что он отожрался, морда блестит. Но нет, он опять требует жертву на заклание -- теперь дочку и сына. Иначе съест старуху. Классический треугольник жертв, но неклассический выбор. В этот раз волк перемудрил. Ему надо было выбрать кого-то одного из молодёжи, а он решил пойти ва-банк. Одного-то из спиногрызов старик ему отдал бы по-любому. Но волк решил взять всё. Это последнее испытание. Провалит его старик -- и он уже не станет человеком, и даже окружающее его полудикое общество отвернётся от него с отвращением.

Жадность ли сыграла в старике или страх быть отверженным, или накопившаяся кулацкая злость -- но с проблемой он так или иначе разобрался. Он снял со стены пищаль, зарядил её, вышел к волку и наглядно указал ему, в чём заключается сила. Сказка, конечно же, подретушировала его психические метания. В ней у волка из пуза повыпрыгивали все съеденные звери и сразу стали ржать, блеять и кукарекать в знак восхищения. И даже откуда-то взялся ёжик, который стал бегать за тараканами, топать как конь Будённого и гадить по углам.

Хэппи-энд? Не знаю, не знаю. В американских фильмах выживших жертв сразу отвозят в частные психиатрические клиники, задёргивают занавески и что-то там с ними творят. А потом пишут в титрах "Present Day". Наш же менталитет не тот. Возможно, что сработала классическая сказка про русских: "Не загоняй русского в угол, иначе его реакция будет страшной и неадекватной". Но в сказке не говорится о национальности героев. Может, они из мордвы были. Или из финно-угоров. Или из хохлов -- хотя нет, тогда бы они вместо овец свиней держали. Ну, один чёрт. Нас интересует, что нужно было сделать, чтобы человек проявил наконец своё "я". В этот раз автор явно указал в сказке, что старик не смог выбрать, кого из троих ему стало жальче. Я же думаю, что вопросов тут возникает гораздо больше, чем ответов. Попробуем решить в другой раз.

А мораль этой сказки: на фига нужна мораль -- если есть в избе пищаль?

Добавить комментарий

ДРУГОЕ:
Пишите, звЕните, комментируйте, предлагайте на INFO@KYKYK.RU